Значение логотипа

Главная / О компании

логотип

С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти.

Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня.

Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья.

Конь на крыше

В мифах и сказках конь наделен чудодейственными силами, часто он не только помогает герою, но и замещает его. В этом слышен отголосок более древней эпохи, когда не герой на коне, а сам светлый конь – воплощение бога – сражался со змеем.

Пережитки древнейшего почитания коня ясно видны и в культе богини плодородия, матери-земли. Сначала ее чтили в образе кобылицы, затем два коня стали спутниками этой богини и, наконец, богиню стали представлять между двумя близнецами, сидящими на конях.

Один из близнецов пребывает в подземном царстве, другой на небе, один изображается на темном, другой – на светлом коне. Близнецы воплощают противоположные стихии, жизнь и смерть, над которыми властна мать – земля. Эту богиню и ее спутников под именем Тхишаны почитали древние индийцы, у греков она звалась Деметров, а ее спутниками были близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс). Древние кельты поклонялись богине Эпоне – «хозяйке коней» в виде женщины между двумя конями или двумя всадниками. Иранцы изображали свою богиню сидящей на двуглавой лошадке.

Образ богини-матери с ее спутниками или их конями надолго пережил религию, которая его породила. Взгляните на современные русские полотенца или вологодские кружева – и вы увидите на них женщину, держащую под уздцы двух лошадок, на которых иногда сидят схематически изображенные всадники.

А чтобы уж не оставалось сомнения в том, что женщина – именно богиня плодородия – мастерица по тысячелетней традиции иногда рядом с женщиной или вместо нее вышьет елочку – древо жизни – символ плодородия, а над своей композицией поместит крест или ромб солнца. Вот какую долгую историю, оказывается, имеют образы народного творчества!

А коньки на крыше?

Эти коньки – тоже пережиток древнеевропейских верований, когда конь считался воплощением богов плодородия и солнца, когда коню приписывали способность защищать людей и наделять их чудодейственной силой.

Еще в IX веке новгородцы при закладке своих домов совершали жертвоприношение коня, чтобы призвать благополучие на свой дом. Череп коня вместе с ковшиком закапывали под фундаментом. Такие строительные жертвы были открыты археологами.

Но чаще черепа принесенных на заклание коней прибивали на крыше дома. Позднее черепа были заменены вырезанными из дерева конскими головами. Так конек попал на крышу. Такие коньки и до сих пор по традиции украшают избы по всей Руси.

То же значение имеет и подкова, прибитая на счастье у порога дома. С той же целью вырезают конскую головку на ручке деревянного ковша или братины.

Это живой отголосок седой индоевропейской древности: ведь коньков на своих сосудах изображали еще скифы два с половиной тысячелетия назад.

Связь коня с культом плодородия проявляется в целом ряде славянских языческих обычаев. Коня вводили в дом невесты и надевали на нее хомут. Больных, чтобы вернуть им силы, умывали водой, не допитой конем.

Образ коня, как могучего и доброго помощника, нашел яркое отражение в русском фольклоре, в былинах и народных сказках.

Вот конь затаптывает ногами змеенышей, вот сверхъестественный крылатый Сивка-бурка, вещая каурка помогает совершать подвиги Ивану; вот конь сообщает богатырскую силу Ивану-царевичу, вот преображается в богатыря юноша, выйдя из головы коня, вот, наконец, конский череп добрым советом помогает девочке-сиротке. Поразительно, как сохранились в народном творчестве представления глубочайшей древности: здесь и сверхъестественная сила головы коня, и особое значение его масти, и защита слабых.
Макошь 

Заказать наличники

Спасибо за заказ! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время